MENU
Главная » Статьи » Мои статьи об архитектуре

Архитектурные стили Одессы

 Ампир.

 Стиль ампир ассоциируется в архитектурном дизайне с богатством, шиком и блеском. Сформировался он на рубеже 18го - 19го веков во Франции и стал одним из течений классицизма. Ампир как стиль, был и остаётся высшей точкой развития классицизма. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных французскими архитекторами.

voroncovskij_dvorec.jpg

 В отличие от барокко и рококо, ампир почти равнодушен к изощренному витиеватому орнаменту, предпочитая ему более строгие линейные орнаментные композиции в виде геометрического греческого орнамента, лавровых гирлянд и сплетений цветков - излюбленный декор древней римской цивилизации.

В интерьере поверхности мебели отделываются преимущественно фанеровкой из красного дерева в сочетании с более светлыми древесинами туи, палисандра и другими экзотическими породами древесины. Для классицизма характерно стремление к многоцветию в отделке мебели. Ведущие декоративные цвета стиля ампир - золотой и черный, получаемый при покрытии поверхностей черным лаком. Широко используется мозаичная инкрустация плоских поверхностей глянцевидными пластинками, окрашенными в такие необычные для мебели цвета, как красный, голубой и зеленый.

 В интерьерах ампира царят покой, упорядоченность, строгая симметрия и полная уравновешенность частей. Лёгкость и изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию - холодный расчёт.

                                                                Барокко.

 Барокко (итал. barocco через исп. bar- ruecco от португ. barroco - причудливый, неправильный, дурной, испорченный) - один из самых трудных и многозначных терминов истории искусства. Словом «барокко» называют ряд историко- региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах.
 Слово «барокко» используется и как метафора в смелых историко- культурных обобщениях: «эпоха Барокко», «мир Барокко», «человек Барокко», «жизнь Барокко» (итал. La vita Barocca). В каждом историческом периоде развития искусства видят свое «барокко» — пик творческого подъема, концентрации эмоций, напряжения форм. Исследователи говорят и пишут о качествах барочности как неотъемлемом свойстве отдельных национальных культур и исторических типов искусства. Наконец, известны стили Необарокко, «второго барокко», «ультрабарокко». Изначально жаргонное словечко «барокко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной, искаженной формы.
 Но уже в середине XVI в. это слово появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего. В среде французских ювелиров слово baroquer означает - смягчать контур, делать форму мягкой, живописной. Во французских словарях слово «барокко» появляется с 1718 г. и трактуется как ругательное выражение. Оно долго не могло стать названием стиля. Еще в 1904- 1905 гг. крупнейший французский исследователь С. Рейнак как бы не замечает этого стиля и целой эпохи в развитии европейского искусства, лишь вскользь и пренебрежительно вспоминая о «суетливом иезуитском стиле» как о не имеющем никаких достоинств и являющемся «умственным заблуждением».

barokko.jpg

 В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. Правилом - бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. И. Грабарь пишет о римской архитектуре эпохи Барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм.

barokko_2.jpg
 Если архитектура Классицизма строится на ясном зрительном подразделении несущих и несомых частей, то в постройках стиля Барокко эти отношения намеренно запутываются. В греческом Парфеноне просветы между колоннами также существенны, как и сами опоры, но функции их различны не только в конструктивном, но и в композиционном смысле. Вертикали контрастируют с горизонталями, каннелюры с абаками, триглифы с метопами. Для искусства Барокко характерна «боязнь пустоты» (лат. horror vacui). И это не просто красивая метафора, а последовательно проводимый принцип формообразования.

barokko_3.jpg

 Пространство архитектуры, плоскость стены или плафона заполняется обилием деталей так, что они скрывают конструктивные членения. Скульптурный принцип, характеризующийся ясностью границ и замкнутостью форм (как в самой скульптуре, так и в архитектуре и декоративных росписях), вытесняется противоположным - пластическим принципом, означающим свободу «перетекания» формы из одной ее части в другую. Все вместе создает живописность, в которой исчезают границы архитектурной конструкции, скульптурного, рельефного и живописного декора. Подобные приемы намеренного смешения «обрамляющей» и «заполняющей» функций, аритмии, «выходов за раму», в литературе называются анаколуфом (греч. anakoloythos - непоследовательный, неправильный). Дополнительным средством «форсирования живописности» служит игра цвета и света, потоки которого льются отовсюду, из самых неожиданных источников и в контрастных направлениях. Не только колонны, но и стены перестают восприниматься как опоры, отграничивающие внутреннее пространство от внешнего; они кажутся «волнением масс», готовых вот- вот взорваться изнутри.

 

                                                             Рококо.

    Стиль(франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), получивший развитие в европейских пластических искусствах 1-й пол. 18 в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры. В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства). Развитое рококо (примерно 1725—50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюде-порты и др.), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV). Орнамент, направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. В архитектуре французских отелей (арх. Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относительной, строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы (Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б. Нёиман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии), стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.

 

                                                         Особенности Рококо.

 Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков.

 Архитектурный облик одесского оперного театра был и остается иллюстрацией к тому, как удачно иногда бывает соединение искусства и богатства. В оформлении фасада и интерьеров театра сочетается несколько стилей. Здесь можно найти элементы итальянского ренессанса и венского барокко, классического барокко и рококо, но все стилевые компоненты органично связаны и создают целостную композицию.
Главный фасад театра имеет полуовальную форму с двумя боковыми флигелями, от которых начинаются роскошные лестницы. Лицевая часть здания разделена колоннами и пилястрами и оборудована балконами, в центре расположен узкий двухъярусный портал.
Парадная сторона театра выполнена в стиле венского барокко. Внешне сооружение состоит из трех этажей. Лоджии первых двух украшены лишь колоннами тосканского ордера. Эти этажи образуют единое целое и выглядят фундаментально, придавая строению статичный вид. Третий этаж более легкий, ажурный, с тщательной проработкой деталей. Благодаря многочисленным арочным лоджиям, колоннам и пилястрам ионического ордера он уравновешивает тяжесть нижних этажей. Дополнительные эффекты в архитектурный облик театра вносят утонченный портик и куполообразная крыша. В результате сооружение как будто парит над землей.

rokoko_3.jpg

  Зрительный зал Одесского оперного театра декорирован в стиле позднего французского рококо, украшен лепным орнаментом с тончайшей позолотой. Главный мотив орнамента – раковина в виде завитков различной формы. Рисунок орнамента нигде не повторяется. Повсюду обилие мрамора, бархата, сияющего хрусталя, сверкающих зеркал и позолоты.

rokoko.jpg

 Роскошные прогулочные галереи окружают зрительный зал. С особым изяществом выполнена лепка в ярусах, боковых вестибюлях и вдоль лестниц, ведущих к ложам. Потолочный плафон разделен на четыре сегмента-медальона, первоначально расписанных художником Францем Лефлером (после пожара 1925-го года их восстановил Михаил Зандин). На них изображены сцены из произведений Шекспира «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Зимняя сказка» и «Двенадцатая ночь, или Что угодно». В центре располагается большая люстра, поражающая обилием и изяществом ажурных деталей.

rokoko_4.jpg

 В плане здание состоит из фойе, подковообразного зрительного зала с галереями (на 1635 мест) и прямоугольной сцены (площадь которой – 500 кв. м., арьерсцены – 200 кв. м.) с подсобными помещениями. Планировка зала радиальная – проходы идут из центра по радиусам, в разных направлениях. Лестницы, ведущие к выходу из театра, также имеют ярусы. Здание перекрыто системой оцинкованных металлических ферм.

rokoko_2.jpg

 

                                                                     Модерн.

  Модерн родился на рубеже ХIХ и ХХ веков в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи.

 Со второй половины XIX века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества сало падать. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий. За архитекторами осталась функция преимущественно оформительского приложения к победно шагавшей строительной технике. Архитекторы занимались в основном, декорированием сооружений, сконструированных инженерами без особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства.

 В 90-х годах ХIХ века модерн определился как архитектурный стиль. Он явился средством преодоления эклектизма, овладевшего европейской архитектурой. Модерн преследовал цель создания нового универсального синтетического стиля. Великие мастера модерна в одном произведениисоединяли в сказочном организме архитектуру, пластику, живопись, декоративно-прикладное искусство.

 Модерн возник в противовес рационализму XIX века. С появлением в строительстве чугуна и стали в общественных, а затемв промышленных и жилых зданиях стала формироваться новая номенклатура типов зданий, исходя из их функционального назначения: универсамы, общественные библиотеки и др. Жилые здания проектируются, исходя из их функционального зонирования. Рационализм развивался как бы изнутри. Функция определяла форму, форма следовала за функцией.

 Уже к 70-м годам XIX века утвердилось мнение, что рационализм не совсем архитектурно-художественное течение, а скорее инженерное дело. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно. Он окрасил собой целый период истории архитектуры в конце прошлого века и вошел глубоким массивом вглубь нашего столетия. Это течение известно под названиями: "стиль модерн" в России,"ар-нуво" в Бельгии и Франции, "сецессион" в Австро-Венгрии, "югендштиль" в Германии, "стиль Альберти" в Италии, "модерн стайл" в Великобритании, "стиль Тиффани" в США и т.д.

 
"Стиль модерн" развивается главным образом в архитектуре городских особняков и дорогих многоквартирных зданий, загородных вилл и дач. Архитекторы модерна при формировании планов и композиции зданий смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Здесь, в среде частной жизни весьма состоятельного заказчика, воображение архитектора обретает материальную опору и свободу творчества. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей. Витражи модерна уже не абстрактны, как готические, а несут в себе бионические природные формы.

 Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались округлыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проемов, использованием решеток из кованого металла и глазурованной керамики сдержанного по тону цвета: зеленого, лилового, розового, серого. В зодчестве распространились плакучие, мягкие, словно бы самообразующиеся формы, в декоративном творчестве - стелющийся по поверхности, разрастающийся, обволакивающий стилизованный орнамент. Ряд орнаментальных мотивов модерна был позаимствован из искусства Дальнего Востока, прежде всего Японии. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение.

 Архитектуру модерна отличает применение кованого гнутого железа с растительными переплетениями в декоративных решетках балконов и лестниц, аналогичные растительные орнаменты и на стенах, с неизменными маскаронами в виде женской головки анфас. В более ранних архитектурных стилях часто встречаются маскароны в виде львиных голов или масок. Здания в стиле модерн архитекторы часто украшали картушами – лепными украшениями в виде щита или свитка, на поле которого размещали надписи, дату постройки, эмблемы, гербы и т.п. Картуши перекочевали в модерн из более ранних архитектурных стилей, но приобрели при этом характерные модерновые плавные линии.

modern_2.jpg

 
 Типичным для Одессы является экстерьер в стиле модерн дома М. Луцкого на углу улиц Маразлиевской и переулка Нахимова (Барятинского), построенный архитекторами Моисеем Исааковичем Линецким и Самуилом Савельевичем Гальперсоном. Дом обильно украшен женскими маскаронами, которые встречаются часто на уникальной Маразлиевской улице, где дома строили очень состоятельные одесситы. Пилоны – столбы, фиксирующие углы здания, возвышаются над фасадом, но скульптурного завершения, в отличие от дома на Кузнечной улице, не имеют, либо они были утрачены за прошедшие 100 лет. Форма окон и балконов различна на разных этажах­, растительный орнамент балконных решеток типичен для модерна.

modern_3.jpg

 
Таким же является прекрасный дом на Еврейской, 4, угол Карантинного переулка. Он построен в 1910 г. по заказу А. Топуза, по всем правилам модерна, с большим вкусом и мастерством. Архитектор – Маврикий Германович Рейнгерц. Фасад дома украшен растительным орнаментом, закруг­лены оконные проемы, интересно решены ограждения балконов.

modern.jpg

 Для интерьера в стиле модерн характерны плавные линии и очертания, многообразие используемых материалов, пластичность, изящество, эксклюзивность, применение природных и растительных мотивов – все это отличительные особенности стиля модерн. Этот стиль уникален еще и потому, что он подходит для оформления любого помещения и в квартире, и в частном доме. В стиле модерн может быть выдержан и дизайн интерьера, и мебель, и декор.

modern_v_interere.jpg

 В модерне прекрасно сочетаются самые разные материалы – как традиционные, так и современные – дерево и металл, стекло и камень, мозаика и фарфор, керамическая плитка и железобетон. Причудливо извивающиеся асимметричные линии, растительные узоры, абстрактные пластичные формы, резьба и инкрустация, приглушенные натуральные оттенки, серебряные переливы и блеск перламутра, большие окна и витражи, изящная фурнитура и драпировки, поэтичность и природность – все красиво, изящно, гармонично. Именно таким эмоциональным и вдохновенным выглядит интерьер в стиле модерн.

 

 

 

Категория: Мои статьи об архитектуре | Добавил: odvo (2015-03-07)
Просмотров: 5078 | Теги: рококо, ампир, Барокко, стили архитектуры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar